Часть 1. Что имеем по факту

Если вникнуть в стандартное Положение о ТОС то не трудно заметить недостаточность проработки его статей.

Статья 6. Территории территориального общественного самоуправления.
- ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.
- На определенной территории, в пределах установленных границ ТОС, не может быть учреждено более одного ТОС.


Во первых
не понятно что понимать под значение ТОС в тексте Положения? Либо это юридическое лицо, либо это форма управления.

Во вторых, что понимать под "в пределах границ ТОС, не может быть учреждено других ТОС"? Вполне возможно, что здесь скрывается право первого , успевшего оформить свои полномочия. Типа того, что коль Администрация района "написала пером", то теперь это "вырубить топором" уже не получится. Или "закон обратной силы не имеет".
А что делать низовым сообществам которые вдруг неожиданно узнают, что их куда то там включили не поставив их об этом в известность? В суд подавать?
Чем то весь этот "театр" напоминает эпизод из истории США, где кочевники (чиновники) на повозках наперегонки пытаются застолбить себе участок землицы (ТОС), не стесняясь при этом мимоходом отстреливать конкурентов.
Или ковбоя (администрацию), который для очистки своей совести бросает доллар (грант) на труп застреленного им индейца (право выбора), в оплату индейской же земли. Одним словом: Дикий Запад пришёл к нам, а мы и не заметили.

В третьих, совершенно не укладывается в голову возможность полноценной организации ТОС в современном жилом микрорайоне, который по численности превосходит в несколько раз упомянутые сельские населённые пункты.

Следует обратить особое внимание, что Положением не предусмотрена организация единого ТОС в границах низовой муниципальной единицы, будь то район города или поселение. Почему это сделано оставим за рамками обсуждения, т.к. касаться политических вопросов, решаемых властью, задачи перед собой не ставим. Как то сам по себе приходит на ум принцип "разделяй и властвуй". Просто для себя отметим, что Положение, как и сам Закон, рассматривает эти единицы, как неотъемлемую часть существующего порядка МСУ, предусмотренной Законом и вопросов их возможной реорганизации и объединения не рассматривает.

Для определения количественного состава ТОС, надо эти и последующие заковырки Положения просто принимать к сведению, как данность пусть и досадную, и попытаться для начала ответить  себе на вопрос: какое кол-во членов ТОС является оптимальным?
Разумеется, тот кто составлял настоящее Положение преследовал для себя главную цель отчитаться перед начальством о проделанной работе, так что давайте будем к нему снисходительны.

Итак поехали....
Сопоставив статистику по ТОС можно утверждать, что предполагаемый Положением максимальный количественный состав ТОС, никоим образом не позволит решить задачи и цели поставленные как Уставом ТОС, так и Уставом создаваемой НКО. Хотелось бы услышать от председателей ТОС, которые ни много ни мало, а охватывают целиком микрорайоны города с численностью до 8-ми тысяч человек: Каким образом вы умудрились проводить общие собрания жителей?

По собственному опыту знаю, что такое практически полная сегодняшняя пассивность населения. И из 160-ти членов своего ТОС (жилой посёлок из 60-ти инд.домов), не получается определить более чем от трёх до пяти реальных активистов. При этом согласившихся быть участниками правления набралось 13-ть человек, которые и оформлены как учредители ТОС, но вот с реальным участием жителей в деятельности ТОС  полный швах. И это учитывая что был опрошен практически КАЖДЫЙ житель ТОС. И не просто опрошен, при этом каждый житель согласился предоставить полную информацию о себе вплоть до номера своего паспорта.

Чтобы не углубляться в глубь проблемы, надо себе признать, что автор Положения не особо себя затруднял определяя следующие критерии:
"Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей территории, на которой образуется и действует ТОС, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей территории, на которой образуется и действует ТОС, достигших шестнадцатилетнего возраста."

Не понятно, каким образом можно собрать Общее собрание в 3000 человек от микрорайона в 6000 дееспособных граждан. Разумеется что можно обойтись обходом жителей, проведя их опрос и собрав типа нужное кол-во подписей. Но при этом всегда будет присутствовать искушение недостающие подписи подделать, тем более что вопрос для жителей не насущный и слишком вдаваться в подробности формирования результатов они не будут. Так что пусть все эти издержки остаются на совести инициативной группы.

Понятно, что очень постаравшись можно собрать в одном месте Конференцию из 25-ти делегатов от микрорайона в 6000 граждан с правом голоса, но надо признать, что для этого каждый из них должен представлять интересы аж 100 человек. Учитывая, что Администрации района в определении этого критерия дана полная свобода: "Делегаты конференции жителей избираются по норме, установленной главой местной администрации муниципального образования по предложению инициативной группы ( в случае проведения учредительной конференции) или исполнительного органа  ТОС.", то судя по всему её устроит и установленная норма в 500-т человек на одного представителя, лишь бы первой отчитаться о проделанной работе.

Но абсолютно не возможно представить, каким образом можно собрать Конференцию из 250-ти делегатов, если ставить перед собой задачу выбора делегата от 10-ти человек. Извините, но даже в советское время, власть могла себе позволить подобную сходку только на уровне созыва городского Совета народных депутатов с бесплатными пирожками и концертами.
Ещё можно себе что то подобное представить на уровне сельского схода, но на уровне городского района такая сходка более чем фантастична.

Иначе говоря, председателям подобных ТОС, стоит честно себе признать, что даже при наличии у них реальной заинтересованности в общественном самоуправлении, они таки покривили душой, проигнорировав явные нестыковки своих интересов с целями и задачами ТОС. И что ещё прискорбней, пошли на поводу у районных чиновников, стремящихся скорей доложить начальству о славных результатах своего "труда" по исполнению команды "Даёшь самоуправление!".

Единственным оправданием для таких "общественников" может быть только их стремление скорее приступить к столь вожделенному самоуправлению, которое как бы уже лежит рядом с тобой на блюдечке с голубой законодательной каёмочкой и его остаётся только взять.
И здесь общественнику надо задать себе вопросы: а что моя деятельность, как лидера сообщества, приносит сообществу? Какие перспективы этой деятельности в будущем? Достаточны ли принимаемые усилия, ограниченные выбиванием грантов-подачек от государства и переработки их малые архитектурные формы и организацию детских концертов и спортивных соревнований? Не являюсь ли я для власти той самой ширмой, которой власть отсоединяется от вопросов поднимаемых обществом? Задать себе эти вопросы не через призму личного эгоизма, а посмотрев на ситуацию с позиции стороннего наблюдателя.

2

Часть 2. Экскурс в историю

Что собственно нас интересует? Зачем делать упор на количественном определении ТОС? Ответ прост: к этому нас обязывает известный философский постулат "количество определяет качество".
Соответственно стоит для начала определиться с критериями качества деятельности ТОС. Здесь всплывает следующий вопрос: так что же должно интересовать ТОС в первую очередь? И признать себе, что первой и основной задачей ТОС является не абстрактное самоуправление, а разработка и шлифовка механизма самоорганизации общества. http://s-tos.ru/viewtopic.php?id=37

Чтобы не сочинять ничего нового обратимся к "классикам"...
Из истории к нам пришло понятие десятник. Десятник, как конкретная личность, представляющая интерес десяти членов общины. Надо заметить, что в давние времена, под членом общины понимался не каждый человек, а семейная ячейка целиком, которая могла составлять вполне солидное кол-во "спиногрызов". Иначе говоря полноценным голосом обладал только старший представитель семьи. Своё право голоса он обуславливал наличием собственности и своей конкретной значимостью для общины.

Если обратить внимание на армию, то мы найдём в ней такое понятие, как "отделение" состоящее также из 10-ти солдат и возглавляемое командиром отделения. И командир отделения оправдывает своё назначение конкретным званием, дающее командиру, по отношению к рядовому солдату, повышенные права и обязанности. При чём надо заметить понятие "отделение" существует в армии с древних времён и сути своей так и не изменило: низовая ячейка в 10-ть человек является оптимальной количественным показателем низовой ячейки любого сообщества, показателем доказавшим свою истину всей историей человечества.

Рассматривать же опыт  с расстрельными тройками и комсомольскими ячейками из трёх человек не стоит. И первый, и второй "треугольник" являются результатом требований идеологических составляющих сообщества и для проформы прикрытый понятием "демократия"

Нам же, тихой сапой, Положение о ТОС  предлагает руководствоваться исключительно существующим избирательным правом, при котором чем больше народу будет иметь возможность "насорить" в избирательную урну, тем солиднее власть будет выглядеть. Власти при этом по барабану на народное волеизъявление, т.к. любой депутатский "комплект" её устроит. И власть каждому из депутатов найдёт своё применение в сфере задач по успокоению своего электората. Потаённой же мечтой любой власти всегда был, есть и будет пресловутый демократический треугольник, как исторически выверенная форма управления народом.
В принципе, право подачи голоса и порядок его учёта внутри сообщества, может регламентироваться самим сообществом и достойно отдельного обсуждения.

Такой экскурс в историю является вполне достаточным, чтобы принять количественный показатель в 10-ть человек для низового сообщества.
Остаётся только добавить, что 10-ть это оптимальное число членов, позволяющее ячейке сообщества самоорганизовываться и сохранять свою жизнеспособность при любых невзгодах. Формы внутренней организации для нас сейчас не так  важны, главное чтобы в сообществе любым образом был определён  представитель сообщества во внешнем мире. Но это никоим образом не должен быть лидер сообщества. Это именно должен быть равноправный представитель сообщества.

3

Часть 3. Рассчитываем низовое сообщество (ТОС)

Для чего такой расчёт необходим? Дело в том, что целью Совета объединённых ТОС, является выработка механизма при котором будут обеспечены механизмы справедливого и объективного учёта голосов его членов. Для этого и необходимо определиться с оптимальным количественным составом низового сообщества, которое и будет учитываться при голосовании как один голос.
К примеру. Есть два ТОСа. Численность одного предположим 300 человек, другого 1500. Если численность низовой ячейки принять за 300 человек, то представитель первого ТОС на общем собрании будет обладать одним голосом, а второй пятью голосами.

Так как же сопоставить принятое нами условия с требованием Положения:  "ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан."

Надо принять за факт, что прямое копирование воинского Устава, в котором абсолютно для всех участников военного "сообщества" прописаны поминутные правила поведения во всех возможных "тяготах воинской службы"отнюдь не является нашей целью. Не является по причине того, что пресловутая свобода личности для воинского Устава не имеет ни какого значения. Воинский Устав это понятие просто игнорирует.
Да и нет у нас необходимости брать его за основу, т.к. мы обременены не задачей выживания, а задачей улучшения качества жизни. Да и предлагаемые Положением виды территорий проживания граждан не позволят нам этого сделать.

Главное осмыслить и постоянно использовать принцип "десяти", позволяющий поддерживать обратную гарантированную и оперативную связь между членами сообщества. Принцип, как незыблемую и неоспоримую  аксиому жизнеобеспечения общества. Иначе говоря вспомнить опыт предков, согласно которому: от десяти - десятник, от  десятников - сотник, от сотников - тысячник, от тысячников - темник.

Отмечу, что я противник возрождения копного права как такового и считаю, что регистрация подобных общин ведёт их участников только в тупик, но при этом, стоит признать, создаёт условия для наиболее действенного самоосознания личности. Такая община сможет существовать только при обособленном характере деятельности, исключив для себя возможности участия в сплочении всей нации как Державы. Сторонникам таких идей лучше сразу изучить опыт русских монастырей или израильских кибуц. Для реформирования механизма МСУ такой опыт не подходит.

1. Для примера попробуем взять оговорённый Положением подъезд многоквартирного жилого дома. Пускай 9-ти этажного, как наиболее представленного в застройке микрорайона города.
Не сложным расчётом получаем следующие данные:
4 квартиры на этаж  9 этажного дают 36 квартир в подъезде. В среднем по 3 чел. проживающих в квартире дают 108 чел. Пускай дееспособных граждан на квартиру приходится по 2 чел. Итого потенциальных дееспособных участников ТОС выходит порядка 70-ти человек.

Согласно принципу "десяти" нам следует определить не менее 7-ми представителей от подъезда или практически по одному на этаж. Согласитесь, что это не осуществимое условие, учитывая рост продаж противовандальных "бронированных" входных дверей за последнюю четверть века. Рост продаж, который говорит насколько мы перестали доверять соседям и стараемся друг от друга отгородиться.

Но на мой взгляд, что всё таки в любом подъезде ещё найдётся пара-другая активистов-бессребреников, готовых поискать общие интересы среди своих соседей и подвигнуть жителей к объединению.
Учитывая, что подъезд по факту самостоятельно сможет решать только вопросы установки подъездной двери и покраски лавочек на входе, нас такое объединение не устроит. А если и устроит, то только в качестве подразделения целого.

Дом, как строение, определяется наличием общих инженерных коммуникаций и земельным участком по габаритам отмостки дома. Вопрос территориального кадастра тема отдельная и требует отдельного разбирательства. Поэтому просто попробуем определить какое кол-во подъездов в доме является оптимальным для управления низовой ячейкой. Если возьмём по два представителя от подъезда, то для схода десяти представителей(десятников) и выбора одного представителя от дома (сотника) нас устроит 5-ти подъездный дом, с численностью в 350 дееспособных жителей. В итоге получаем 35 человек на одного представителя.

Такой расчёт явно не укладывается в принятые нами условия. Не стоит тешить себя надеждой, что кол-во активистов со временем увеличится, т.к нас интересует гарантированный результат именно на момент работы инициативной группы, как незыблемого костяка общины.
Думаю, что инициативной группе придётся либо принимать усилия для поиска себе коллег по подъезду, либо уменьшать кол-во объединяемых подъездов. На мой взгляд на одного "десятника" должно приходиться от 15-ти до 20-ти человек. В свою очередь десятников должно быть не более 10-12 человек, которых и определят среди себя Председателя ТОС.

Итого оптимальный численный состав ТОС в городском микрорайоне должен составлять 150-220 человек. Разумеется если дом имеет численность не особо превышающую оптимальную численность, и главное у его жителей есть явно проявляемое стремление к объединению, то и решение жителей о создании ТОС, должно превалировать над всеми расчётами. Но при этом председатель обязан быть уверен, что при любых условиях готов "удержать свою руку на пульсе связи" со всеми участниками исходя из принципа "десяти". Только это условие позволит сообществу достойно представлять себя на территории муниципального образования, не зависимо от созданных в нём форм и видов взаимоотношений себе подобных.

2. Попробуем рассмотреть в основе сообщества не дееспособного гражданина, а квартиру, как местожительство семьи, приняв за утверждение, что семья едина в своих стремлениях. Взяв за основу, что от подъезда необходимо как минимум два представителя, получаем на каждого "десятника" по 18-ть квартир-семей.
Такой расклад тоже имеет право на жизнь и может оказаться достаточно действенным. При этом сообществу придётся определить старшего от квартиры, который сможет представлять интересы квартиры.

Беря за основу такой принцип, сообщество конечно противоречит как Положению о ТОС, так и избирательному праву, но при этом снимает с себя необоснованные завышенные требования к своей самоорганизации со стороны государства. Иначе говоря, сообщество использует на своём уровне имущественный и возрастной цензы, для более оперативного решения своих задач, по принципу Земского права Российской империи. Разумеется степень объективность взгляда на задачу при этом уменьшается, но на низовом уровне объективность не столь и принципиальна, важнее скорость реакции на возникающую проблему.
Грань между принятым принципом объединения квартир, и принципом навязанным Положением о ТОС вполне можно выдерживать регулируя численность участников общих собраний сообщества, достаточной для принятия решения.

Такая схема объединения явно смотрится предпочтительней и будет наименее подвержена к противоречиям, т.к. члены семьи будут вынуждены решать свои противоречия в своих пределах и не выносить их на общие собрания.
При этом если мы за основу низового сообщества берём 10-ть представителей -"десятников", и на каждого приходится по 18 квартир, то и оптимальная численность сообщества составляет уже 360-т дееспособных граждан (180-т квартир). При этом условия обратной связи мы не нарушаем и сообщество вполне обоснованно может охватывать 5-ть подъездов дома.

Какой вариант для себя выбрать должна решать инициативная группа. Если её целью является обязательная регистрации сообщества в качестве ТОС, то следует следовать первому правилу, т.к. Положение о ТОС требует участие каждого дееспособного гражданина.
Если же общество регистрация в госорганах не интересует, и оно ориентировано в первую очередь на самоорганизацию, то предпочтительней остановить свой выбор на втором варианте. Учитывая, что настоящий форум обсуждает вопросы объединения ТОС, то сообщество организованное по второму принципу будет соответствовать требованиям Совета и может быть участником Совета, как полноправный член Совета.

Можно совместить оба варианта, но при этом надо помнить, что десятники должны быть всегда готовы к изредка всплывающим "семейным минам", разряжать которые придётся им самим.

Обязательно хочу заострить внимание, что здесь мы сталкиваемся с необходимостью определить чётность, либо нечётность кол-ва представителей от подъезда, с позиций решения потенциальных конфликтных ситуаций между жителями подъезда. Тема эта не важна на этапе организации, но достаточно глубока и принципиальна, поэтому готов её обсуждать в отдельной теме при проявленной заинтересованности в этом читателя.

Вопрос количественного состава низовой ячейки принципиальный, т.к. напрямую влияет на возможность дальнейшего управления создаваемым сообществом. Разумеется, что Положение о ТОС никаких значимых лимитов не определяет, но и не автор Положения о ТОС собирается осуществлять у вас самоуправление. Точнее, если вы проигнорируете принцип "десяти", то "автор Положения" так и будет заниматься вашим "самоуправлением", ровно так же, как делает это и сейчас.

Как итог остаётся добавить, что главной целью объединения граждан на этом этапе, должно быть не регистрация ТОС, не максимально возможное количество охватываемых жителей или домов микрорайона, а создание условий для гарантированной обратной связи между жителями и инициативной группой не только во время создания сообщества, а и при его дальнейшей деятельности. И при этом, чтобы никакие смены собственников квартир, управляющих компаний и прочие внешние воздействия не смогли никоим образом повлиять на единство и сплочённость как самой инициативной группы, так и всего сообщества.

4

Часть 4. Ху из ху или государство и человек

Попробуем определиться так что же мы хотим. Стремление к объединению всего лишь отражение неуверенности в своём будущем, тщательно скрываемое личным апломбом каждого. Потенциал к объединению, скрытый от нашего разума в нашем  же подсознании, во все времена использовался разномастными идеологами, направляющими скрытую в человеке энергию в нужное идеологам русло.

Поэтому надо очень бережно относиться к любым проявляемым формам такой энергии и критически, без исключения, относиться ко всем заманчивым предложениям по её использованию со стороны внешнего мира. Следовать принципу "не гонялся бы ты поп за дешевизной". Данная статья исключениям также не является.
Это как карамелька в красивой обёртке, которую  можно одномоментно разгрызть и подавиться, либо с удовольствием и продолжительно посасывать. Выбор за вами.

Начну чуть отстранённо.... Есть такое понятие "жалоба". Ещё  с советских времён каждый начальник общего отдела (канцелярии) исполкома или райкома следовал инструкции, согласно которой любое заявление, независимо от его содержания, если оно поступало от гражданина или группы граждан, должно было им рассматриваться именно как жалоба и никак иначе. Судьба жалобы была определена утверждённым порядком механизма ответа на неё со стороны властных органов, который предусматривал рассмотрение жалобы во всё высших инстанциях с окончательным возвратом к начальной инстанции. Суть рассмотрения заключалась не столько в устранении причин жалобы, сколько к выявлению и наказанию элемента властной структуры допустившей возникновение самой жалобы. Иначе говоря, борьба идёт не с причинами, а с теми кто эту причину допустил. При этом заявитель, как правило" довольствуется "наказанием" чиновника, а не фактом устранения причины жалобы. Что в подавляющем количестве случаев является достаточным условием для реализации амбициозных претензий заявителя.
Как пример из личного опыта: в ответ на жалобу в исполком о скрипящих дверях в трамвае, заявитель вполне был удовлетворен ответом с трамвайно-троллейбусного депо о том, что по результатам рассмотрения его жалобы был объявлен выговор бригадиру ремонтной бригады и принято решение о увеличении смазки в дверях. Двери после этого, разумеется, скрипеть меньше не стали, но все задействованные стороны остались довольны.

Следовательно, осознав принцип работы системы надо понять: понятие "жалоба" само по себе уже говорит о том, что система изначально воспринимает "жалобщика" не как равного из равных, а как просьбу подчинённого к верховенствующему о некой несправедливости к нему. И задача системы состоит не в том чтобы убрать несправедливость, а чтобы скомпенсировать возникшее чувство несправедливости у "жалобщика".
Ещё раз уточню: для системы без разницы, отдельный ли это "заявитель", либо это группа "заявителей". Если рассматривать заявителя как гражданина, то для рассмотрения конфликтных ситуаций между гражданами существует Гражданский кодекс. Конфликта же между гражданином и государством, с точки зрения государства, не может быть по определению, т.к. такая ситуация ломает основы государственности. Понятие "жалоба" и есть то самое компромиссное решение которое ныне позволяет снимать напряжения в обществе в соответствии с принципом "разделяй и властвуй".

5

Часть 5. "Что делать и как быть" или через мусорку к звёздам.

Вот мы и подошли к извечному вопросу озвученному Н.Г. Чернышевским.

Варианты выхода из сложившейся ситуации напрашиваются сами собой:
1. Поднять собственную самооценку человека путём объединения с подобными и создав в объединении жизнеспособные механизмы самоорганизации сообщества.
2. Перевести отношения гражданина из плоскости его подчинённости государству в равноправную плоскость, путем регистрации полноценного юридического лица, позволяющего вести разговор с государством на всех законодательных полях с позиции равных.

Трудности через которые придётся переступить озвучены, осталось определить вектор приложения усилий с разных точек зрения.
Точек зрения (ТЗ) при этом просматривается всего три:
1. ТЗ пассионария (инициативной группы) встающего на путь объединения.
2. ТЗ председателей уже зарегистрированных ТОС.
3. ТЗ чиновников разных уровней.

1-я точка зрения предусматривает две возможные ситуации.
1. Наличие зарегистрированного ТОС оговаривает условие, что ход развития событий будет зависит от действий как со стороны создаваемого сообщества, так и действий со стороны зарегистрированного ТОС.
Предположим что всё сказанное выше инициативная группа осмыслила, осуществила ряд необходимых действий по самоорганизации и стоит перед вопросом встраивания в существующий ТОС.
Напомню что гласит Положение о ТОС:
-На определенной территории, в пределах установленных границ ТОС, не может быть учреждено более одного ТОС.
-Образование нового ТОС на территории, на которой уже действует ТОС, может быть осуществлено по истечении срока полномочий действующих органов ТОС в порядке, установленном настоящим Положением.

Озвученные в статье 6 Положения неоднозначности в понятии ТОС, оговорённые в начале статьи, стоит понимать именно как ТОС-юридическое лицо. Не стоит изначально вставать на путь противоречий. Предпочтительней учитывать состоявшийся факт и всеми путями искать выход в поиске компромисса интересов договаривающихся сторон. Ваша задача встроиться в существующий ТОС, как его полноправный участник и впоследствии активно отстаивать свои интересы.

Иначе говоря, для вновь создаваемого сообщества первичен факт самоуважения, выражаемого в стремлении к поиску компромисса, а не в доказательстве своей исключительности. Надо понимать, что только при самоуважении, построенном на равноправии в вашем сообществе, ваше мнение будет реально учитываться, как вашими соседями, так и первично зарегистрированным ТОС.

Надо понять структуру "головного" ТОС, изучить его Устав и войти на правах полноправного члена в соответствии с требованиями Устава. Другого пути нет, соответственно и все ваши амбиции вы должны в себе погасить. Но при этом делать ставку исключительно на доказательстве своей уверенности в жизнеспособности вашего сообщества. И в процессе поиска компромисса с членами Правления ТОС озвучивать разнообразные варианты сотрудничества, вплоть до постановки вопроса о смещении председателя этого ТОС.
Замечу, что основным условием равноправия членов является именно предусмотренная Уставом максимально доступная возможность смещения председателя ТОС в любой момент и по любым причинам. Не следует делать скидку на его незаменимость и на необходимость ожидания сроков выполнения поставленных перед председателем задач. Председатель может быть смещён в любой момент и по любым основаниям. Это не говорит об обязательности смещения, это говорит только о возможностях такого смещения.

2. В случае факта отсутствия головного ТОС не стоит сходу стремиться зарегистрировать свою организацию. Надо понимать, что помимо вашего дома или группы подъездов, существует такое понятие как квартал домов, обладающий привязанной к нему инфраструктурой в виде внутриквартальных проездов и площадок различного назначения. И следует принять все возможные усилия для проявления интереса к объединению у жителей соседних домов в квартале, не изначально не охваченных вашим сообществом.
При этом вполне достаточно зарегистрироваться в установленном порядке без регистрации юридического лица. Сам факт такой регистрации не позволит вам участвовать в "пилении" бюджета, но общаться с властью на равных возможность предоставит. А что касаемо финансирования, если таковое вам понадобится, простая регистрация заставит вас решать вопросы сбора членских взносов и посредством такого сбора более активного вовлечения жителей на участие в общественной деятельности.

При всём этом вы должны осознавать, насколько ваше сообщество является самодостаточным и полностью отвечает принципу обеспечения прямой и обратной связи между членами сообщества. Вашим Уставом должны быть предусмотрены все возможности для свободного входа новых членов не связанные с изменением Устава, для охвата всего квартала в составе микрорайона. При этом в Уставе следует обязательно оговорить полное равенство, как учредителей так и простых членов. В том числе и равенство финансовое, не зависящее от размера и видов возможных вкладов участниками сообщества.

Не следует стараться охватывать сразу весь микрорайон. Предпочтительней выступить качественным примером для других домов, либо кварталов микрорайона, оказывать им содействие в организации своего сообщества и стремится к последующему объединению создаваемых ТОС на уровне микрорайона в единую структуру с её регистрацией в качестве юридического лица.
Принцип "были бы кости, а мясо нарастёт" не ваш. Ваш принцип - "чем здоровее корни, тем мощнее дерево". Не стоит заранее закладывать в себя вирус, которым болеют ТОС микрорайона, уже созданные под эгидой Положения о ТОС и под руководством районной администрации.

Надо отдавать себе отчёт, что регистрируя ТОС, вы попадаете на "не распаханное поле" среди себе подобных. И от ваших дальнейших совместных решений зависит, что на этом поле вырастет.

Не стройте глобальных планов для своего сообщества, не покупайтесь на посулы Остапов Бендеров о Нью-Васюках.  Сосредоточьтесь для начала, в прямом смысле, на наведении порядка общественной мусорки у вашего дома. И помните что ни что другое, как решение "мусорного" вопроса, наилучшим образом не объединяет общество на начальном этапе его объединения. При этом помните, что никакие договора с ЖКО, гарантий "мусорного" порядка сами по себе не дадут.

6

2-я точка зрения

Самая сложная позиция. Чем то схожа с позицией врача пытающегося поставить диагноз пациенту.
Казалось бы всё тип-топ. Личные амбиции удовлетворены. Администрация района чуть ли не в ножки кланяется. Ощущение, что ты представитель тысяч и тысяч людей, чувство сложное, изначально двойственное, но так или иначе взращивающее в человеке прозаичного чиновника-бюрократа. От того что ты наконец можешь, как минимум на равных, говорить с целым начальником ЖУ, практически полностью удовлетворяет твои амбиции. Плюс ко всему члены твоего правления предпочитают уже не высказывать своё мнение, а полностью с тобой соглашаются. Короче: всё это напоминает экстаз и самоуверенность торгаша, который намертво прибил свой лоток к полу и закрепил за собой круг клиентов на базаре.
Грубо конечно звучит, но согласитесь что лучше съесть предлагаемую терапевтом горькую таблетку, чем самому улечься под скальпель хирурга.
Понятно, что советовать со стороны при поставленном диагнозе, дело неблагодарное. Остаётся только уповать, что пациент уже сам почувствовал признаки головной боли и безусловно согласится с рецептом врача. Ну примерно так, как он и поступает в отношении своего здоровья. А не противоречит, как на Руси принято, профессионалу строителю рассказывая тому как надо укладывать кирпичи, по причине своей уверенности, что совершённые по своей глупости ошибки в строительстве всегда можно поправить.

Итак рецепт, пациент задаёт себе вопросы и сам на них отвечает
1. Насколько реальна и действенна связь пациента с каждым из членов своего коллектива? Тыкаем пальцем в первую попавшуюся квартиру, на первом попавшемся этаже, на первом попавшемся подъезде первого попавшегося дома в составе первого попавшегося квартала в своём микрорайоне. Пытаемся понять, насколько выстроенная структура готова учитывать мнение этой квартиры и решать её конкретные вопросы.
Вопрос для проверки: готов ли пациент сразу высказать своё однозначное мнение как свидетель в суде, который рассматривает тяжбу этой квартиры либо с муниципалитетом, либо с соседями, заблаговременно не известив о своих намерениях пациента?
2. В чём цели пациента: в развитии связей с местной властью или в качественном улучшении социальной ситуации в своём территориальном образовании?
3. Каким образом и насколько продуктивно осуществляется пациентом вовлечение жителей микрорайона в общественную деятельность и пропаганда такой деятельности?
4. Какие задачи ставит перед собой пациент в отношениях в муниципалитетом? Не ограничиваются ли эти задачи получением инструкций от администрации района?
5. Насколько эффективны все усилия пациента по использованию грантов? И если гранты материализованы в виде малых архитектурных форм и посаженных зелёных насаждений, каким образом компенсируются амортизационные затраты на их содержание.
6. Как оформлены взаимоотношения пациента с управляющими компаниями и домовыми комитетами, действующими на территории пациента и насколько действенны эти взаимоотношения?

Для начала достаточно. Главное чтобы пациент не просто проглотил таблетку, а запивая водой прочувствовал её движение по своему ЖКТ и при этом не подавился.))
Если таблетка подействовала, то надо приступать к восстановлению своего здоровья следуя рекомендациям, изложенным в предыдущей части.

7

3-я точка зрения

Самая простая позиция , т.к. её легко просчитать на любом из этапов создания ТОС. Собственно её и просчитывать не надо, позиция ясна как трухлявый пень(муниципалитет) на солнечной лужайке (Закон о МСУ): положить сумку подойдет, но не присядешь, испачкаешься.

Районный чиновник-клерк это извечный винтик в большом механизме и является той самой скрепой, хоть и ржавой, на которой власть держится. Но и клерк держится за своё место осознавая, что является самой расходной деталью во всём механизме. Деталью, которая ныне меняются на раз-два только повод подай.

Так что если не давать ему повода для рассуждений о его значимости, он с радостью будет рад продемонстрировать свою работоспособность начальнику, а вы как раз тот, кто и предоставляет ему эту возможность. Что касаемо "смазки", то её в виде указаний о содействии потенциальным ТОС, уже вылито на него сверху в предостаточном количестве.
От вас для него требуется только добродушный взгляд и показное уважение к его "великой" миссии.
Да, и ни в коем случае не пытайтесь его учить и что либо советовать. Ваша задача как бы невзначай "подталкивать" его.

За последние годы государство предпринимает реальные попытки оправдаться перед своими гражданами. Если вы видите вокруг себя качественные изменения, то не уповайте на то что государство меняется. Надо понимать, что вы наблюдаете не производство новой кареты, а всего навсего рестайлинг старой и проверенной телеги.

http://ic.pics.livejournal.com/berni777/18277014/1089749/1089749_900.jpg