1. Согласно Идеалу, в Российской Федерации применяется полностью квалифицированная избирательная система, которая позволяет 1) отказаться от любого рода избирательных цензов, 2) значительно повысить явку избирателей на выборы и 3) значительно улучшить качество избирательного процесса и доверие к избирательной системе в целом.

2. В текущих реалиях в Российской Федерации практикуется полуквалифицированная избирательная система с рядом избирательных цензов, при которой желание и квалификация гражданина, участвующего в избирательном процессе, учитывается лишь в отношении пассивного избирательного права (быть избранным в органы управления). В частности, для включения гражданина в списки кандидатов необходимо как его личное желание (подтверждённое письменным заявлением), так и его квалификация (в виде определённого количества подлинных подписей избирателей, считающих его достойным быть депутатом). Включение граждан в списки избирателей (для реализации активного избирательного права) происходит без желания граждан и при отсутствии у них соответствующей квалификации.

3. Таким образом, наблюдается парадоксальная ситуация: граждане, не желающие брать на себя ответственность избирателя, но не подпадающие под действие избирательных цензов принудительно включаются в избирательные списки (своего рода избирательская повинность); а граждане, желающие ответственно участвовать в голосовании, но подпадающие под действие цензов так же принудительно исключаются из избирательных списков.

4. Избирательное право (как активное, так и пассивное) предоставляется не всем гражданам Российской Федерации, но лишь не подпадающим под действие легальных избирательных цензов, (например, по возрасту, дееспособности) или поражений в правах (отбывание наказания по приговору суда, отсутствие регистрации для местных выборов). Таким образом, согласно статистике, лишёнными избирательного права (полностью или отчасти) оказываются приблизительно треть от текущего населения Российской Федерации.

5. Количество и содержание избирательных цензов и поражений не имеют чёткого обоснования, и могут быть в любой момент изменены государственной властью, вплоть до исключения отдельных категорий граждан из избирательного процесса (бомжи, неплательщики налогов и так далее).

6. Избирательный корпус (списки избирателей) составляются Избирательной комиссией Российской Федерации не по желанию граждан, а автоматически — по факту гражданства и (или) месту жительства. Включение граждан в избирательные списки означает, что они ожидаются к голосованию. Несмотря на то, что за неявку на выборы не предусмотрено никакого уголовного или административного наказания, граждане, не пришедшие (по различным причинам) на выборы, могут подвергаться моральному порицанию со стороны окружающих (начальства, коллег, друзей, родственников), а также испытывать внутреннее чувство гражданской вины. В этих условиях уместней говорить скорее о всеобщей избирательной повинности граждан, не подпадающих под действие избирательных цензов.

7. Набор существующих избирательных цензов является остатком частично отменённой избирательной практики, не имеет внятного логического обоснования и носит по большому счёту случайный и условный характер.

8. Автоматическое включение в избирательный корпус массы граждан, по большому счёту не интересующихся политикой и не разбирающихся в ней, приводит к появлению нежелательных явлений, а именно: низкой явке избирателей, различным злоупотреблениям (продажа голосов, голосование "против всех", порча бюллетеней и так далее). Низкая явка избирателей подрывает авторитет избранных представителей, а массовое голосование "против всех" и порча бюллетеней вносят элемент несерьёзности в саму систему выборов.

9. Неквалифицированная избирательная система при определённых обстоятельствах может привести к полному бойкоту населением выборов и, соответственно, параличу государственного управления, опирающегося на выборный принцип.

10. Согласно Идеалу, выборы представителей населения для участия в органах управления строительством Российской Федерации являются серьёзным и ответственным делом, требующим квалификации — для того, чтобы грамотно выбирать, необходимо разбираться. В известном смысле, это подтверждают и легальные избирательные цензы, которые также являются попыткой квалификационного отбора, но попыткой по большому счёту произвольной и сомнительной.

11. Согласно Идеалу, всеобщее избирательное право понимается как право всех граждан Российской Федерации при желании и соответствующей подготовке стать квалифицированными избирателями. Любые избирательные цензы и избирательная повинность отменяются.

12. Формирование избирательного корпуса исключительно по желанию и наличию элементарной избирательской квалификации позволяет прийти к полной отмене любых избирательных цензов и сделать избирательное право действительно всеобщим.

13. Поскольку участие в выборах является первым следствием добровольной квалификации избирателя, переход к квалифицированной системе голосования позволяет восстановить для любых выборов разумное требование явки большей части избирателей, свести к минимуму случаи повторного голосования по причине низкой явки, сэкономить (на повторных турах и рекламе самих выборов) немалые бюджетные средства.

14. Переход к квалифицированной системе позволяет также вводить специальные программы по защите избирателей (охране свободы их выбора) в местах действия принципа жёсткой субординации (воинских частях, специальных подразделениях, режимных объектах и прочее).

15. Граждане, изъявившие желание стать квалифицированными избирателями Российской Федерации, могут получить квалификацию на соответствующих краткосрочных бесплатных элементарных курсах (избирательский ликбез) и пройти по окончанию этих курсов тест, подтверждающий их квалификацию и право на место в избирательных списках.

16. Поступить на избирательские курсы и сдать тест на квалификацию могут все граждане, независимо от возраста, дееспособности, отбывания наказания по приговору суда, места проживания и других цензов.

17. Избирательные курсы имеют общефедеральный характер и не могут заключать в себе агитацию за ту или иную партию или политическую силу. При этом допускается краткий анализ и оценка программ и действий партий или отдельных лидеров с общефедеральной точки зрения.

18. Объём и содержание элементарных избирательных курсов разрабатывается Институтом Российской Федерации, который несёт ответственность за подготовку и тестирование квалифицированных избирателей.

19. После успешного прохождения курсов, квалифицированные избиратели дают письменное обязательство участвовать в выборах и по мере сил придерживаться двух главных принципов квалифицированного голосования — компетентности и непредвзятости. Они получают книжки избирателя, в которых подтверждается их квалификация и регистрируется избирательная активность (как теоретическая, так и практическая).

20. На основе изъявленного желания и предъявленного умения избирательная комиссия Российской Федерации выдаёт гражданину удостоверение квалифицированного избирателя Российской Федерации.

21. В отличие от неквалифицированных избирателей, вынужденных всегда голосовать тайным образом, квалифицированные избиратели могут сами выбирать способ голосования: тайный, полутайный (под номером) или явный (именной).

22. Квалифицированные избиратели сохраняют право на членство в той или иной политической партии, а также на выдвижение своей кандидатуры на выборах. Во избежание предвзятости голосования в таких случаях, они письменно извещают об этом избирательную комиссию. При участии в выборах указанной партии или своей кандидатуры, их голос на выборах считается автоматически поданным за эту партию или кандидатуру. При выходе из членов партии или отказе от личного участия в выборах избирательный процесс возвращается в обычный режим.

23. Квалифицированные избиратели берут на себя обязательство подтверждать свою квалификацию раз в три года, а также по желанию могут принимать участие в периодических курсах повышения квалификации, проводимых Институтом Российской Федерации. Институт также вправе составлять списки изданий и передач средств массовой коммуникации, которые рекомендованы к ознакомлению избирателям для непрерывного повышения их квалификации.

24. Участие квалифицированных избирателей в выборах признается полезным для государства делом и поощряется из Фонда Российской Федерации отгулом для работающих или небольшой премией для неработающих избирателей. Так из этого Фонда могут выделяться премии и награды для поощрения наиболее активных и грамотных избирателей.

25. Переход от полуквалифицированной к полностью квалифицированной избирательной системе осуществляется постепенно, без резких скачков и потрясений, с достаточно долгим переходным периодом, в течение которого параллельно действуют обе системы. Для проверки эффективности квалифицированной избирательной системы она может быть первоначально апробирована в экспериментальных регионов, по предварительному согласию их жителей.

26. После окончания переходного периода граждане, умолчавшие (по различного рода причинам) о своём желании приобрести квалификацию избирателя, считаются добровольно передавшими свой голос равномерно всем избирателям своего территориального образования. Таким образом, в лице квалифицированных избирателей, всё население (без исключений и ограничений) продолжает принимать участие в избирательном процессе.

27. За гражданами, не изъявившими желания стать квалифицированными избирателями после окончания переходного периода, сохраняется право в любой момент вернуть свои полномочия через получение соответствующей квалификации.

28. Граждане, желающие отказаться от статуса квалифицированного и связанных с ним обязательств, могут сделать это в любой момент посредством соответствующего заявления и сдачи избирательной книжки.

29. Квалифицированный избирательский корпус считается  частью органов управления строительством Российской Федерации и по сути своей представляет собой депутатский корпус "нулевого уровня".

Источник http://seva-riga.livejournal.com/756852.html

Примечание. Администратор форума категорически против такого подхода к избирательной системе

"Тема очень актуальна, но автор просто ошарашил своей наивностью и некомпетенцией. Типа борясь с надуманным избирательным цензом, он предлагает ввести такой ценз, при котором государство полностью возьмёт под контроль единственное чем общество пока ещё обладает - избирательным правом.
Что верно то верно - пользоваться этим правом общество не умеет. И все эти праймеризы от Единой России лишь фикция такого обучения. Но уж лучше пусть так будет, чем осуществятся идеи автора.

По мне так избирательная система обязана иметь разноуровневость. Одно дело требования к избирателю/депутату на районном муниципальном уровне, другое на федеральном. И цензы как раз то, что позволяет эти требования регулировать. К примеру: для посёлка не важны политические пристрастия депутата, главное чтобы он знал как за коровой убирать.

Отдельной темой является участие политических партий (идеологий) на выборах. Считаю возможным косвенное участие партий только на федеральном уровне. И только в качестве совещательного голоса. На уровне муниципалитетов любых идеологов надо гнать с выборов взашей."