Влияние итогов русско-японской войны на парламентаризм в России.
Начавшаяся революция в России перепугала Николая II и заставила его спешно искать мира, тем более, что скорой победы над Японией не предполагалось. Возглавлявший, тогда Совет обороны России великий князь Николай Николаевич (Младший) полагал, чтобы оттеснить японцев за реку Ялу, необходимо не менее года и 200-250 тысяч человек подкреплений. Однако этой победы не желали еврейско-масонские круги США, которые решили упредить наступление российских войск и предложили в конце июня 1905 года своё посредничество при заключении мира в лице президента США Теодора Руз-вельта.
Николай II согласился на это посредничество, поставив во главе делегации Витте, не без оснований полагая, что ему удастся быстро заключить мир. Американские круги понимали, коль Россия прислала делегацию, да ещё с известным им Витте, значит, она согласится на любые условия. Сложнее было с Японией, которая жаждала приобретений, а это уже затрагивало интересы США. Поэтому Теодор Рузвельт начал оказывать давление на японцев и заставил их пойти на уступки. Всю эту ситуацию Витте позднее обратил в свою реабилитацию, заявив, что именно он настроил Т.Рузвельта против японцев. Так что прохвост оставался прохвостом и на посту дипломата.
16 августа 1905 года в Портсмуте (США) был заключён мир между Россией и Японией на следующих условиях: обе стороны выводят свои войска из Манчжурии; Россия признаёт Корею сферой японского влияния; Россия уступает Японии аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и железной дорогой до станции Чань-Чунь и южную часть (до 50 параллели) Сахалина; Россия предоставляет Японии право рыболовства вдоль российских берегов Японского, Охотского и Берингова морей. Кроме того, Россия уплачивает Японии стоимость содержания русских пленных. После обнародования этих условий мира в Японии японцы вывесили чёрные флаги и даже начались волнения. Это показывает, насколько далеко простирались аппетиты японского капитала и военных кругов.
В то же время в России за заключение этого позорного мира Витте был пожалован Николаем II графским титулом, а русская «передовая» общественность кинулась в революцию, только по другому поводу. Повод этот состоял в следующем. Витте, будучи в США, занимался не столько переговорами, сколько получал инструктаж от того же Я.Шиффа, который распорядился передать Николаю II, что если последний не предоставит полные права евреям в России, то революция станет неизбежной. Полные права евреев в России означали уравнение их в правах с «первенствующим» сословием - дворянством. Вот за эти права евреев и билась российская «передовая» общественность в революцию 1905-07 годов, которую по недоразумению или злому умыслу официальные историки называют первой «русской» революцией.
Естественно, там же был оговорён план предоставления этих прав. Возвратившись из США, Витте 9 октября подал Николаю II записку, в которой изложил план успокоения страны, а 13 октября он был назначен председателем совета министров и приступил к реализации этого плана. 17 октября 1905 г. Николай II утвердил записку Витте и подписал подготовленный им Манифест, в котором объявлялись незыблемые основы гражданской свободы: а) свобода совести, слова, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища; б) право уча-стия в Государственной Думе представителей всех классов; в) Государственной Думе предоставлены законодательные права и право надзора за законностью действий правительства.
Но этот манифест не успокоил общественность, так как она уже рвалась к власти. Он лишь подлил масла в огонь. Собственно, на это и рассчитывали его составители. Революционные выступления продолжали шириться. Витте бездействовал. Тогда министр внутренних дел П.Дурново обратился непосредственно к Николаю II и заявил, что ждать больше нельзя. Николай II распорядился начать активные действия по подавлению революции. В ноябре начались активные действия силовых структур по подавлению революционных организаций и волнений в городах и сельской местности. Революционные выступления пошли на убыль. Однако действия власти во многих случаях блокировались Витте.
Более того, он продолжал способствовать революционному движению посредством издания ряда очень важных указов и законов. 22 октября 1905 года была восстановлена финляндская Конституция. С этого момента Финляндия стала оплотом революционеров в борьбе с самодержавием, который находился вблизи от столицы России. 27 ноября 1905 года были изданы «Временные правила о печати», отменяющие предварительную цензуру и право налагать административные взыскания на органы периодической печати; ответственность «за преступные деяния, учинённые посредством печати» определялась теперь «в порядке судебном».
2 декабря 1905 года был издан Указ о ненаказуемости забастовок «в предприятиях, имеющих общественное или государственное значение».
4 марта 1906 года принимаются временные Правила об обществах и союзах; они должны были создаваться «без испрошения на то разрешения правительственной власти», но обязаны зарегистрироваться и представить устав местной администрации. В тот же день были изданы временные правила о публичных собраниях. Они должны были устраиваться с ведома и под надзором полиции, которую, естественно, никто извещать не хотел.
8 марта 1906 года были изданы Правила о порядке рассмотрения законодательными учреждениями государственного бюджета.
23 апреля были изданы «Основные Государственные Законы».
Даже Николаю II стало ясно, что оставлять Витте дальше на посту председателя совета министров дело опасное. 24 апреля 1906 года Витте был заменён Горемыкиным. Вместо Дурново был назначен саратовский губернатор П.Столыпин. Издание Манифеста 17 октября 1905 года и учреждение Государственной Думы в стране, где большинство политических партий было оппозиционно к самодержавию, ничего хорошего принести не могло. 27 апреля 1906 года Николай II торжественно открыл первое заседание Государственной Думы. Естественно, оппозиционное большинство выставило такие требования, которые не могли быть приняты правительством.
В частности, требовали, чтобы: министерства были ответственными перед Государственной Думой; упразднён Государственный Совет; предоставлена амнистия всем осуждённым за политические преступления; обеспечено принудительное отчуждение всех частнособственнических земель. Когда правительство на эти требования ответило отказом, Государственная Дума потребовала его отставки. Депутат Набоков при этом даже заявил: «Исполнительная власть да покорится законодательной». С этого времени и началась «война» Государственной Думы с правительством. 8 июля 1906 года правительство распустило Государственную Думу первого созыва и назначило новые выборы.
С роспуском Государственной Думы Николай II на пост премьер-министра вместо Горемыкипа назначил П.Столыпина с сохранением за ним поста министра внутренних дел. В это время 180 членов распущенной Государственной Думы собрались в Выборге (Финляндия) и обратились к населению с воззванием, в котором призывали не платить податей и не давать в армию новобранцев. Так благодаря Витте Финляндия превратилась в опору революционного движения. В результате, вновь начались бунты в Свеаборге, Кронштадте и на крейсере «Память Азова». Была организована попытка провести всеобщую забастовку в Москве. Широкий размах принял революционный террор. В прошедшие два года военные мятежи, убийства должностных лиц и полицейских чинов, нападения и ограбления происходили почти беспрерывно.
При вступлении на пост председателя совета министров П.Столыпин изложил программу действий правительства, которая сводилась к следующему: «...напряжением всей силы государственной идти по пути строительства, чтобы создать вновь устойчивый порядок, зиждящийся на законности и разумно понятой свободе». В этой связи предполагалось реализовать следующие мероприятия и принять законодательные акты:
О землепользовании и землеустройстве.
О замене временных правил о собраниях, союзах и печати постоянными законоположениями.
О свободе вероисповедания.
О неприкосновенности личности и гражданском равноправии.
Об улучшении быта рабочих и их государственном страховании.
О реформе местного самоуправления.
О введении земского самоуправления в Прибалтике, а также в Северо- и Юго-Западном крае.
О введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского.
О преобразовании местных судов.
О реформах средней и высшей школы.
О подоходном налоге.
О полицейской реформе, направленной на объединение полиции и жандармерии.
О мерах исключительной охраны государственного порядка и общественного спокойствия.
О созыве всероссийского поместного церковного собора.
О противодействии революционной и, прежде всего, террористической деятельности.
О снятии ограничений с евреев, так как эти ограничения использовались самым могущественным американским еврейским центром для антирусской и революционной пропаганды.
Если внимательно всмотреться в эти меры, то обнаружится, что они неоднозначны и противоречивы, а поэтому оказались недостаточно эффективными, чтобы навести порядок в стране. Обращает на себя внимание та оглядка на еврейско-масонское общественное мнение (нынешнее либеральное), которая ничего хорошего стране не несла. Здесь довлела прежняя практика: «…а что о нас скажут в Европе»? И хотя были приняты жёсткие меры по подавлению революционеров и террористов, они почти не изменили общественного мнения в России. 25 августа 1906 года были учреждены военно-полевые суды, по приговорам которых в (906 году было казнено 683 террориста. В то время как они сами убили 768 и ранили 820 представителей власти.
20 февраля 1907 года состоялось первое заседание Государственной Думы второго созыва. В её составе было 65 - социал-демократов, 34 - эсера, 101 - трудовик, 14 - народных социалистов, 92 - кадета, 31 - мусульманин, 47 - поляков, 17 - казаков, 32 - октябриста и умеренных, 22 - правых, 50 - беспартийных. Состав этой Государственной Думы ясно показывал, что сторонников власти почти не было. Таким образом, самодержавие упустило самый главный вопрос, а именно вопрос партийного строительства, в то время как предпосылки для образования проправительственных партий были. В ходе революции 1905-07 годов появился и проявил себя «Союз Русского Народа», у истоков создания которого стоял даже великий русский учёный Менделеев.
Эта организация, при желании правительства вполне могла быть преобразована в респектабельную державную партию. Начиная крестьянскую реформу, нужно было создать крестьянскую партию. Наконец, в противовес инородцам, имевшим своё представительство, нужно было создать Русскую партию. На базе создания этих партий можно было развернуть контрнаступательную пропаганду как против внешних, так и против внутренних врагов и решительно повести дело к сплочению, прежде всего, Русского народа. Но на это самодержавие уже было неспособно. И ему пришлось отбиваться от наседавшей оппозиции. Вот тогда-то и прозвучали знаменитые слова П.Столыпина: «Не запугаете!»- и «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!».
По факту же, замахнувшись на вековечные устои русской жизни – на крестьянскую общину, не исчерпавшей своего исторического ресурса, Столыпин больше навредил России, нежели принес ей пользу.
Таким образом, у самодержавия оставался один единственный рычаг - административный, которым оно ещё могло пользоваться. 3 июня 1907 года Государственная Дума второго созыва была распущена и назначены новые выборы. Был введён в действие новый избирательный закон, по которому сильно урезано представительство от окраин (Польши и Кавказа), Средняя Азия вообще была лишена представительства. Было установлено преобладание землевладельцев над другими слоями.
Осенью 1907 года состоялись выборы в Государственную Думу третьего созыва. В результате, в ней оказалось:
50 - правых,
7 - умеренно-правых,
26 - националистов,
154 - октябриста,
28 - прогрессистов,
54 - кадета,
13 - трудовиков,
20 - социал-демократов,
18 - поляков и литовцев,
8 - мусульман.
Казалось, правительство добилось угодного ему большинства («Союз 17 октября», контрреволюционная партия крупных помещиков и торгово-промышленной буржуазии в России, представлявшая правое крыло либерализма в России) и на первых порах ему удалось провести ряд законов. Однако программные установки проправительственных партий вскоре вошли в противоречие с программными заявлениями П.Столыпина. Государственная Дума раскололась на два лагеря: правых и левых. И те, и другие оказались к Столыпину в оппозиции. Левые считали ею консерватором и националистом. Правые либералом и конституционалистом, который идёт на уступки левым. Здесь-то как раз и сказалась неспособность самого П.Столыпина развернуть партийное строительство.
Источник