.....После распада и бегства большей части земского ополчения в Москве и около неё сложилось два центра управления. В Москве князь Ф.Мстиславский со своими сообщниками рассылал призывы, убеждая россиян подчиниться полякам и признать Сигизмунда III московским царём. Князь Д.Трубецкой и атаман Заруцкий тоже создали своё правительство и призывали россиян оказать помощь в борьбе с поляками и изменниками. Однако провинциальные города и земства не спешили помогать ни тем, ни другим. До настоящего времени считается, что образование второго ополчения и изгнание поляков из Москвы было результатом всенародного подъёма. Эту точку зрения отстаивали и насаждали как дореволюционные историки, так и их советские продолжатели.

На самом деле это не соответствует действительности. Всенародный подъём на отпор польским интервентам имел место в 1609 году, когда поднялись северные и восточные области, чем как раз воспользовался князь М.Скопин-Шуйский, освободивший Москву и В.Шуйского от осады поляками и изменниками. Второй всенародный подъём состоялся в начале 1611 года, когда по призыву патриарха Гермогена и рязанского дворянина П.Ляпунова поднялись 25 городов и выставили почти 100-тысячное земское ополчение. Оба эти подъёма были реакцией на грабёж и разбои польских интервентов и изменников.

После распада и бегства большей части ополчения поляки и изменники сидели в Москве. Никаких грабежей и разбоев по отношению к другим областям они осуществлять не могли. Поэтому вызвать новый всенародный подъём они тоже не могли. К тому же их сторожило казачье войско князя Д.Трубецкого и атамана Заруцкого. Их представители при сборе припасов часто злоупотребляли положением, чем вызывали нарастающее недовольство, прежде всего, в среде дворянства. Поэтому враждебное отношение дворянство питало больше к казакам, нежели к полякам и изменникам. Земства удалённых от казачьего влияния местностей вообще вели себя тихо. К этому времени они наладили земское самоуправление и не спешили стать под государеву руку, которая обещала лишь усиление налогового бремени и гнёта.

Земства, читая призывы тех и других, выжидали, кто кого осилит, потому что им по большей части было безразлично, кто будет московским царём, лишь бы налоги были поменьше, да власть помягче. Собственно, в 90-е годы XX столетия, в период новой смуты, картина повторилась как на региональном, так и на производственном уровне. Не секрет, что многим людям, работавшим тогда на предприятиях, было абсолютно безразлично, кто будет хозяин их предприятия, лишь бы зарплату платили вовремя, да побольше. И сейчас, и тогда шкурническая позиция преобладала, В этих условиях ни о каком очередном всенародном подъёме мечтать не приходилось. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужен был пример личного самопожертвования и воодушевления. И этот пример как раз состоялся в лице трёх личностей: патриарха Гермогена, мещанина Минина и князя Пожарского.

Патриарх Гермоген, прежде воодушевлявший и возбуждавший россиян против поляков, продолжал действовать. Он хотя и находился под стражей на Кирилловой подворье, однако находил способы отправлять свои письма духовенству других городов, прежде всего, волжских, где ранее он был митрополитом. Не надеясь уже только на письма и призывы, он стал наставлять церковников, чтобы они распространяли слухи и сказки о всякого рода катастрофах, если русские люди не изгонят поляков и не выберут себе нового царя. И то, и другое стало действовать, прежде всего, в волжских городах, где Гермоген имел большой авторитет.

Земские миры Поволжья стали вступать в переписку и призывать друг друга «всем быть в любви и соединении и прежнего междуусо-бия не учинять», помнить, что «за конечное разоренье» государства придётся держать ответ на страшном суде. Это движение со временем могло породить новое земское ополчение, боеспособность которого была бы невысока. Следовательно, победы можно было бы и не добиться. Положение спасло то, что в процесс влилась новая струя. Дворяне, поссорившиеся с казаками и покинувшие московский стан, <<учали совещатися со всеми юроды, чтоб всем православным христианам бы/пи а совете и соединении и выбрати государя всею землёю».

Призывы служилого дворянства, прямо заинтересованного в избрании своего царя, ПОДТОЛКНУЛИ процесс собирания дееспособных сил. Однако на первом этапе инициатива сохранилась за сторонниками патриарха Гсрмогена. Нижегородское духовенство, подталкиваемое им, подбило главу земского самоуправления (посадской избы) Нижнего Новгорода мещанина Минина на выступление. До избрания главой земского самоуправления Козьма Минин, по прозвищу Сухорук, был обыкновенным купцом. Он понимал, что для создания ополчения требуется авторитетный воевода и деньги. Авторитетного воеводу нашли быстро. Тем более, что князь Пожарский к концу 1611 года оправился от ран и уже сам рассылал письма с призывами к восстанию и освобождению.
Нижегородским инициаторам не стоило труда уговорить князя Д.Пожарского возглавить ополчение.

После чего К.Минин собрал сход нижегородцев и призвал их вступать в ополчение. Выступил и Д.Пожарский, который сказал, что готов возглавить ополчение. После чего нижегородцы ответили: «Ладно, Козьма, ты лучше нас знаешь, и ежели князь Дмитрий нас поведёт, так мы пойдём». Однако когда дело коснулось денег, необходимых на вооружение ополчения и организацию похода, произошла заминка. Нижегородцы ответили: «А у нас денег нет». Одни божились, что товары ушли на Каспий, другие КЛЯЛИСЬ, что деньги находятся в Архангельске, а третьи доказывали, что их приказчики уехали в Сибирь и ещё не вернулись.

Такое поведение нижегородцев, как, собственно, многих русских людей того времени, показывает, что никакого пассионарного подъёма, о котором пишет Л.Гумилёв, не было. Это ещё один миф, изобретённый самим Гумилёвым. На самом деле всё решал личный пример и находчивость инициаторов создания ополчения. Именно такую находчивость проявил К.Минин. Хорошо зная своих нижегородцев, К.Минин тогда бросил клич: -«Заложим жён и детей наших, но спасём Русскую землю!» Тут нижегородцы поняли, что опростоволосились. Возражать было нечем. Жёны и дети сидели по домам. С выборными людьми К.Минин силой забрал жён и детей у состоятельных граждан и выставил их на продажу.

Главам семейств ничего не оставалось, как достать кубышки с деньгами и драгоценными вещами, спрятанными на черный день, и выкупить собственные семьи. На эти средства была собрана и вооружена нижегородская рать. Князь Д, Пожарский, возглавивший её, понимал, что настоящего боевого элемента в ней было мало, а собрать его в волжских городах было практически невозможно, да и возможности их были почти исчерпаны. Поэтому он ведёт нижегородскую рать не в Москву, где она могла стать лёгкой добычей если не казаков, то поляков, а в Ярославль. Здесь он организует пополнение и обучение ополчения.

Как человек достаточно опытный в государственном управлении, он понимает, что нужно приобщить к этому управлению как можно больше земств. Поэтому от имени ополчения он приглашает все земства к участию в государственном управлении: «советовать со всякими людьми общим советом, как бы нам в нынешнее конечное разоренье быти не безгосуЪарным» и предлагает прислать в Ярославль «ио всемирному своему совету» по два человека от всякого чина людей, а с ними «совет свой отписати, за своими руками». Многие земства откликнулись и прислали в Ярославль своих людей с советами. Так в Ярославле впервые образовался истинно всенародный Земский Собор. Созыв этого Земского Собора знаменовал собой возникновение достаточно авторитетной власти, способной организовать освобождение Москвы и восстановление государства.

Именно эта власть теперь отражала всенародные интересы, и она сразу же стала более влиятельной, чем кремлёвские изменники и их антиподы - Д.Трубецкой и Заруцкий. И те, и другие для этой власти были теперь врагами, которых нужно было изгнать или уничтожить. Земства, конечно, могли создать и, под руководством князя Д.Пожарского, создали авторитетную власть. Они же смогли обеспечить ополчение различными припасами. Но они не могли создать боеспособного войска, от которого зависела победа. Это могли сделать только опытные воеводы. Князь Д.Пожарский был таким воеводой.


http://s50.radikal.ru/i130/1702/f8/1abef88c31a9.jpg
.....Избрание царём сына Ф.Романова (Филарета) Михаила в принципе решило несколько проблем.

Во-первых, прекратились претензии на верховную власть в среде различных боярских группировок.

Во-вторых, расколотое прежде дворянство консолидировалось.

В-третьих, малолетство М.Романова и его неспособность управлять страной естественным образом привели к ограничению самодержавия и возрождению боярского правления, реализуемого на более широкой основе — на основе сложившегося на местах земского самоуправления.

Главными деятелями боярского правления того времени были князья Д.Трубецкой, Д.Пожарский, Д.Черкасский, И.Черкасский, И.Одоевский, А.Хованский, Д.Долгорукий. В результате, Земский Собор, как представительный орган, управлявший тогда страной, был выразителем интересов боярства и земств. То есть была создана АВТОРИТЕТНАЯ(не авторитарная) власть, которая оказалась способной приступить к возрождению государства на самодержавно - христианской идеологической основе.

В.М. Дёмин: Образование и крушение Российской Империи

Отсюда

Примечание: Лексическое значение паронимов авторитетный-авторитарный
АВТОРИТЕТНЫЙ - признаваемый осведомлённым, компетентным, заслуживающим безусловного доверия.
АВТОРИТАРНЫЙ - основанный на беспрекословном подчинении власти, властный.