Отсюда http://kremlin.ru/events/president/news/21097

В.В.Путин:
В прошлом году в Послании задача обновления системы местного самоуправления была обозначена в качестве одного из приоритетов. Мы часто возвращались к этой проблеме, часто о ней говорили. Если в историческом аспекте посмотреть, то сегодня, так же как и в 1864 году, когда была проведена знаменитая земская реформа, преобразования на местном уровне власти давно назрели – как и тогда. Об этом говорили граждане, представители муниципалитетов, эксперты, депутаты Государственной Думы.

Проблемы и разбалансировки в системе местной власти очевидны для всех. Смысл изменений, которые предлагаются, в том, чтобы убрать эти диспропорции, в целом повысить роль и самостоятельность местного самоуправления, максимально приблизить этот уровень власти к людям, которые проживают на конкретных территориях.

... Уверен, вы его и так хорошо знаете, но, повторяю, сегодня хотел бы об этом поговорить поподробнее, начиная с самой системы организации местного самоуправления. В крупных населённых пунктах она до сих пор не отвечала смыслу этого уровня власти, жители зачастую даже своих депутатов в муниципальном совете в лицо не знали, а муниципальный уровень власти – это всё‑таки тот, который является самым близким гражданам, и до него – я уже много раз об этом говорил, да, собственно, на экспертном уровне это постоянно звучит, – до него граждане должны, что называется, в прямом смысле слова рукой дотянуться.

... Для справки вам сообщу: 79 процентов жителей городов с населением более 1 миллиона человек не знают вообще депутатов, которые представляют их избирательный округ в представительном органе муниципального образования. В городах с населением от 250 тысяч до 1 миллиона человек этот показатель составляет 76 процентов, чуть пониже, чем в миллионниках: 79 – 76 процентов. Это запредельная величина. А с населением от 100 до 250 тысяч, вроде тоже уже не такой уж и большой населённый пункт по нашим масштабам, а 73 процента граждан не знают своих депутатов. Поэтому в новой редакции 131-го закона в дополнение к уже существующим добавлена ещё одна модель организации муниципальной власти, которая соответствует требованиям времени.

....Принятые поправки предполагают возможность создания новых видов муниципальных образований в крупных городах – городского округа, с делением на внутригородские районы. Нормы эти, и я хотел бы это особенно подчеркнуть, не носят императивного характера, они не навязываются, и они не обязательны, но это ещё одна из опций, которую вы можете выбрать, один из вариантов в дополнение к тому, что функционировало, действовало до сих пор. Каждая конкретная территория должна сама решить, как строить систему местной власти, какая форма организации местного самоуправления в наибольшей степени отвечает интересам граждан, будут ли они выбирать главу муниципального образования прямым голосованием или делегируют это право избранному ими же представительному органу муниципальной власти. Если сказать проще, так чтобы – не только нам, здесь сидящим, – и гражданам было понятно, можно избрать, скажем, совет крупного города с делением на районы напрямую голосованием граждан, а можно избрать порайонно, а районные депутаты уже делегируют своих депутатов наверх, и таким образом будут формироваться представительные органы власти соответствующего муниципалитета.

Далее. Краеугольным камнем для устройства всей системы власти является вопрос о чётком разграничении полномочий. Эту тему мы с вами также многократно обсуждали. Базовая идея реформы как раз и состоит в том, чтобы сделать эффективным, дееспособным именно низовой уровень местного самоуправления, прежде всего чётко определить, за что он отвечает и за счёт каких финансовых источников будут исполнять свои полномочия наши коллеги в муниципалитетах. Внесённые в 131-й закон поправки закрепили ключевые, если можно так сказать, политические моменты, те красные линии, за которые нельзя переступать в этих полномочиях местного самоуправления.

Первое. За низовым уровнем муниципальной власти закрепляются задачи и полномочия, которые обеспечивают самостоятельность и независимость муниципального уровня. Например, это управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление структуры органов местного самоуправления и так далее. И конечно, это полномочия, отнесённые к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования: от установления местных налогов – до принятия планов и программ развития муниципального образования и контроля за работой муниципальных чиновников.

Второе. .... При этом регион обязан гарантировать муниципалитету стабильность установленных правил, что, на мой взгляд, чрезвычайно важно. Нельзя, чтобы этот подход раз за разом менялся и менялись эти правила. Если решение о перераспределении принято, и на это я хотел бы обратить особо ваше внимание, оно должно действовать в течение всего срока, на который избран региональный парламент. Это своего рода договор о солидарной ответственности между регионом и муниципалитетом, и выполнение этого договора не должно зависеть от личных отношений губернатора и мэра, от партийных предпочтений, пристрастий или других конъюнктурных моментов текущего дня.

Регионам в ближайшее время предстоит серьёзная работа по определению оптимальной модели организации местного самоуправления на своих территориях. Важно, чтобы все понимали: в основе системы правового регулирования местного самоуправления в России лежит свобода выбора, я уже об этом говорил и сейчас хочу вернуться к этому ещё раз. Нельзя ничего навязывать – надо обязательно принять во внимание мнение глав муниципалитетов, депутатов местных представительных органов.

Сейчас первоочередная задача руководителей регионов – организовать диалог с муниципальными собраниями, с муниципальным сообществом, чтобы обсудить все содержательные вопросы, все нюансы преобразований. Результатом такой дискуссии должен стать закон об организации местного самоуправления в конкретном субъекте Российской Федерации. Думаю, что полгода – достаточный срок для того, чтобы обсудить и принять все необходимые акты во всех субъектах России.


С.М.Киричук:
....Но у нас появилась следующая проблема. Мы уже обсуждали её на уровне экспертных групп, и мой коллега Виктор Борисович уже в Государственной Думе приступил к этой работе. Нам предстоит проанализировать огромное количество отраслевых федеральных законов, в которых органы местного самоуправления нагружаются какой‑то работой. Эта работа крайне необходима, но с учётом этого принимаемого закона она не так синхронизирована, то есть надо изменения вносить.

Простейший пример – закон о теплоснабжении. Схему теплоснабжения в муниципалитете утверждает глава администрации муниципального образования, а тарифы утверждает губернатор. Они, конечно, договорятся, они люди трезвые, умные, понимают ситуацию, но мы‑то в законе должны эти коллизии… И таких коллизий эксперты уже насчитывают более двухсот.

Дело дошло до того, что в сельских поселениях, к сожалению, у большинства нет денежных средств, и их начинают упрекать: «А вы только на себя работаете, на свою заработную плату, зачем вы нам нужны?» И так далее. Это дискредитация власти, мы должны дать им возможность, чтобы они с огромным удовольствием и с эффективностью выполняли два-три полномочия, но настолько эффективно, чтобы в них нуждались люди. На это закон направлен, и надеюсь, что нам удастся вместе с губернаторским корпусом, муниципальным сообществом это осуществить.

Кадры. Хотел бы обратить внимание на это. Вы ставили задачу, помню, я Вам обещал, что будем заниматься подготовкой и так далее. Мы выполняем свои обязанности в этом отношении. Но, к сожалению, мы как‑то работаем по старинке, и тот указ, который у вас связан с электронной демократией, мы пока не объединили вместе: обучение, доступ населения, обратная связь и так далее, и тому подобное. С Игорем Олеговичем [Щёголевым] обсуждаем, я имею в виду вашего помощника, как решить эту проблему. Скорее всего, мы подойдём к тому, чтобы на основе имеющейся базы, которая есть и в Конгрессе, и в академиях, в университетах, создавать всё‑таки муниципальный электронный университет без приезда, а с возможностью учиться через дистанционные способы.

И Ваше задание, что местное самоуправление должно быть финансово независимым и самостоятельным, к сожалению, мы этим законом не решаем, поэтому в этом направлении будем работать. Если не будет возражений по продолжению исполнения Вашего указания в части работы двух рабочих групп, то, конечно же, они обязаны будут и это посмотреть. Какие‑то вещи в этом направлении надо смотреть.


А.Моор:
Иногда довольно странно слышать некоторые размышления о том, что местная власть должна как‑то себя противопоставлять региональной. Я считаю, что сегодня местная власть и региональная должны сотрудничать и искать взаимные пути и механизмы развития как отдельного муниципалитета, так и региона в целом. Нашему населению не важно, какая власть, местная либо региональная, будет решать его проблемы, – важен результат, а властям нужны возможности для достижения этого результата.

В качестве конкретного примера могу сказать о наших планах передать полномочия в сфере обращения с отходами от города и соседних муниципальных образований на уровень региона. Это позволит нам эффективно реализовать крупный инвестиционный проект по созданию современной системы переработки отходов.

В.Путин: Завод там будете строить, да?

А.Моор: Да.

В.Путин: Прямо где‑то в Тюмени или за городом?

А.Моор: Он будет в соседнем муниципальном образовании.

В.Путин: За городом, да?

А.Моор: За городом, но собирать будет отходы и города, и близлежащих районов.

В.Путин: Это совместный получается проект или вы просто полномочия отдали?

А.Моор: Мы передадим имущество, наш полигон; будет частный инвестор и софинансирование из субъекта Федерации.


Ещё об одном важном, на мой взгляд, моменте хотел бы сказать. Принятые поправки сохранили и, наверное, даже систематизировали модель организации местного самоуправления. Важно, что сохранили всё лучшее, что удалось наработать на практике. О чём я говорю? Мы знаем, что глава муниципального образования может либо выбираться на прямых выборах, либо выбираться из состава депутатского корпуса, соответственно может быть либо главой администрации, либо возглавлять представительный орган.

У нас в городе Тюмени с 2005 года реализована модель, когда глава муниципального образования выбирается из числа депутатов и является председателем Тюменской городской Думы, соответственно глава администрации – это управленец, который работает по контракту.

Д.Кобылкин:
Города на Ямале отличаются компактностью и малочисленностью, поэтому сегодня пока нет предпосылок для их реформирования, на наш взгляд, в городские округа с внутригородским делением. Хотя я не исключаю возможности, что в ближайшее время это изменится.

Ямал успешно использует две схемы организации муниципального управления. Это схема выборного главы муниципалитета, возглавляющего местную администрацию, и система городских управляющих, которая введена практически во всех городских округах и двух муниципальных районах.

Работа глав администрации по контракту показала себя как эффективно работающая модель разделения полномочий. Почему именно городские округа? На мой взгляд, сейчас у городских управляющих наблюдается тенденция профессионализации. Гораздо больший объём полномочий, высокая концентрация населения и сложившаяся инфраструктура требуют работы высокой квалификации при определённой деполитизации руководителя, он меньше просто в этих политических процессах начинает участвовать.


А.Худилайнен:
В докладе Степана Михайловича Киричука прозвучало, что необходимо будет принимать порядка двухсот новых законов. Владимир Владимирович, большая просьба от регионов – нужно синхронизировать принятие федеральных законов с необходимостью аналогичных законов в субъектах Федерации, потому что мы можем либо опаздывать, либо не будет эффективности.

И ещё. Я застал те времена (это 1980–1990-е годы), когда муниципальные образования исполняли функции нотариатов, когда не нужно было ездить в районные центры, оформлять свидетельство о смерти, о рождении. К сожалению, это убрали. Если бы это можно было вернуть, особенно в тех субъектах, где протяжённость очень большая и для того, чтобы оформить те или иные юридические вещи, необходимо ездить за сотни километров, это связано и с рождением, и особенно с похоронами. Если можно было это посмотреть, то, наверное, эффективность и рейтинг местного самоуправления тоже можно было бы поднять.

В.Путин: Понятно, что это связано было в своё время с тем, чтобы усилить роль нотариата вообще, что в целом правильно. Но с учётом специфики наших огромных территорий, конечно, надо же прежде всего о гражданах думать, элементарная такая функция – удостоверение. Я попросил, мы пометим сейчас и подумаем.

С.Орлова:
С чем столкнулись за это время работы? Конечно, Степан Михайлович, ключевым вопросом остаётся земля. Кто‑то знает, как собирать этот налог, кто‑то не знает. Глава даёт льготную ставку, к примеру, торговому центру, а простому гражданину – на 40 процентов выше даёт, практически не умеет работать с долями. Бюджет одного из районов Киржача потерял 26 миллионов. Начинаем разбираться, почему потеряли, – КУМИ [Комитет по управлению муниципальным имуществом], который сидит, занимается, ничего вообще по этому вопросу не знает, а некоторые и не хотят этого знать.

Следующий вопрос ключевой, очень важный, который требует серьёзного подхода. Планы теплоснабжения, водоснабжения, проектирования новых котельных: в основном не заинтересованы. Мы утвердили тариф, тариф был утверждён до меня. Одна компания имеет приоритет, у неё восемь муниципалитетов, эти восемь муниципалитетов – заинтересованы главы. Почему вы не меняете, почему в сетях теряете 100 миллионов, почему преднамеренное банкротство делаете? А потому, что заинтересована эта компания.

Но, как вы помните, когда мы принимали по теплоснабжению, все говорили: мы должны поднять роль района и муниципалитета. Мы подняли, тогда мы должны сейчас очень детально смотреть, если я какие‑то полномочия буду забирать на себя, Владимир Владимирович, и, Вы абсолютно правильно говорите, нужно очень серьёзно всё обсудить и чтобы те, кто будет выполнять, были готовы к этому. Мы окружное совещание по учёбе стали проводить, и мы поняли, что они даже стандарты не знают. Они считали, что указы Президента только мы должны выполнять, а они не должны выполнять – давать землю людям на болотах. И говорят: идите по многодетным семьям, 603 семьи у вас счастливы. А они оказались несчастливы, пока мы детально не разобрались.

Мы провели одну окружную учёбу с Александром Дмитриевичем, со Сбербанком, и мы приняли такое решение, что мы будем это проводить, потому что даже новые кадры, которые придут, нужно учить, чтобы было взаимодействие между областными.

Теперь города. Конечно, города – это ключевой вопрос. Очень сложно было закрыть свалку во Владимире. В чём интерес? Интерес в тарифе. Почему в тарифе? Одна и та же компания работает на этом маршруте. Но разобрались, закрыли, хотя большие деньги были затрачены на другую свалку, где будет переработка мусора. И так по каждому вопросу.

Поселение. Бюджет 1 миллиард 700 миллионов у района. А чего поселению‑то миллион в течение трёх месяцев не можете дать? Миллион они просят на освещение, живут жители, неплохое поселение. Миллион не дали, но премию себе вместе с депутатами выписывали каждый год.

Депутаты. Абсолютно поддерживаю Ваш тезис: половину никто не знает. Как решение принимаете? Почему приняли решение? Школа должна быть 100 метров, магазин от школы – 100 метров, только тогда можно выдавать лицензию. 30 метров – все проголосовали. Посмотрели, опять также интерес. И, когда идёт наплыв жалоб населения, они порой не отвечают на эти жалобы. Эти жалобы поднимаются выше; если мы не успеваем, они поднимаются ещё выше. И, когда они идут на выборы, очень маленькая явка. Тогда этим новым законом – мы глубоко убеждены, что мы явку поднимем, потому что все ветви, которые будут работать, будут знать госзадание. Потому что в основе своей мы работаем на услугу населения, чтобы она была качественная, хорошая и чтобы население было довольно.

Поэтому мы подойдём к этому вопросу очень скрупулёзно, мы глубоко убеждены, что это очень важный закон именно на данном этапе развития нашего государства, и тогда действительно местное самоуправление – всё, что касается тех вопросов, от которых зависит и настроение граждан, и состояние, и среда, и обитание. Почему закрываете парки? Опять дают землю. Кто дал землю? Кто принимал решение? И так на каждом вопросе.

Абсолютно согласна со Степаном Михайловичем, что очень активно не даёт покоя народный фронт – и пусть дальше не даёт покоя, потому что это тогда заставляет всех работать в открытом режиме. Мы приняли решение, ключевой вопрос: пока слушания не проведём с населением, пусть будут разные точки зрения, кто‑то придёт, будет своё лоббировать, но слушания проводим – и тогда реагируем и принимаем эти комплексные решения.

Э.Акбулатов:
Хотел бы поддержать коллег, которые говорили о важности перераспределения полномочий, я только один момент хотел отметить: полномочия в области теплоснабжения, водоснабжения, тарифов на технологическое подключение к строящимся сетям. Мне кажется, это очень важно ещё и для агломерации. Агломерации, возникающие сегодня вокруг крупных городов, – это процесс, который идёт, и нам необходимо управлять этим процессом. Если говорить о Красноярской агломерации, мы рассчитываем, что в течение десяти лет численность населения может увеличиться на 200–250 тысяч человек. Нам надо построить 9 миллионов квадратных метров жилья не только в городе Красноярске, но и на прилегающих территориях. Это 1800 труб в двухтрубном исчислении теплоснабжения, это почти две тысячи километров труб водоснабжения, более пяти тысяч километров дорог. Конечно же, координация этих действий с уровня региона – это правильно, это эффективно будет, это будет наиболее экономически оправданно.

Владимир Владимирович, я хотел бы затронуть тему, касающуюся финансовых основ местного самоуправления. Конечно, это очень большой, масштабный вопрос, и я бы мог говорить сейчас, что в Красноярском крае 578 муниципальных образований, их средний уровень обеспеченности собственными налоговыми доходами – 30 процентов. По городам в среднем это 51 процент, по районам и поселениям – 23–24 процента. Я бы мог говорить о том, что у нас на сегодняшний день в целом по краю по муниципальным образованиям на 12 миллиардов рублей предписаний надзорных органов, часть из которых уже в судах, приняты решения судов.

Но я хотел сказать не об этом. Красноярск является самодостаточным муниципальным образованием. И я считаю, что это правильно, крупные города должны быть самодостаточны. Более того, своими отчислениями от налогов на доходы физических лиц, налогов на прибыль они должны обеспечивать балансировку региональных бюджетов. Но посмотрите, что получается. У нас бюджет города 16,5 миллиарда рублей по собственным налоговым и неналоговым доходам. Мы его приращиваем на 20 процентов по отношению к прошлому году, считаем, что это реально, намерены с этой задачей справиться, тем более что перед нами стоят большие ответственные задачи в плане подготовки к Универсиаде 2019 года. В этих 16,5 миллиарда рублей 2 миллиарда 700 миллионов – это земельные платежи. Главным образом это арендная плата и налог на землю, которые зависят от кадастровой оценки земельных участков. К сожалению, здесь существует брешь на сегодняшний день. Мы рискуем тем, что мы не получим эти деньги по причине того, что на сегодняшний день законодательство об оценочной деятельности в Российской Федерации позволяет переоценить, осуществить рыночную оценку земельных участков. Землепользователь может обратиться к оценщику и получить новую оценку земель. В результате только по одному акционерному обществу, по семи земельным участкам мы потеряли 60 миллионов рублей в годовом выражении – это 5 процентов от общего объёма поступлений налогов за землю.

В.Путин: А розничная оценка дешевле, что ли, кадастровой?

Э.Акбулатов: Да.

Владимир Владимирович, я хочу сказать, что это весьма коррупциогенный фактор, потому что здесь только взаимоотношения оценщика и землепользователя, мы – муниципалитеты, регион – исключены из этого процесса. То есть получается: государство оценило, утвердило в установленном порядке, а далее рыночные отношения между двумя хозяйствующими субъектами могут поставить крест на государственных решениях, которые были осуществлены.

Процесс идёт по нарастающей, Владимир Владимирович, такая же ситуация в Омской области, в Краснодарском крае, в Республике Татарстан и ещё целом ряде регионов Российской Федерации. Мы должны остановить этот процесс. Считаю, что его необходимо остановить внесением изменений в закон об оценочной деятельности. Мы подготовили соответствующие предложения, они внесены в Государственную Думу, рассчитываем на то, что тот законопроект, который внесён Правительством по внесению изменений в закон об оценочной деятельности, с учётом поправок, которые нами подготовлены, позволит надёжно застраховать имеющиеся финансовые возможности, которые есть сейчас у муниципалитетов. Мне кажется, это очень важная и серьёзная задача, потому что в конечном итоге люди будут оценивать результаты всех реформ по тому, как мы будем справляться с теми задачами, которые перед нами стоят. Прошу Вас поддержать эти наши предложения.

В.Путин: Секундочку, а кто является автором?

Э.Акбулатов: Владимир Владимирович, мы внесли эти поправки через нашего депутата – Раису Васильевну Кармазину. Правительство дало отрицательное заключение на этот законопроект, но через некоторое время внесло свой законопроект, который частично учёл те предложения, которые мы вносили. Мы сделали сейчас поправки к этому законопроекту, он прошёл обсуждение в первом чтении и в июне должен быть принят во втором чтении. Мы рассчитываем, что при обсуждении эти поправки будут учтены, тогда мы сможем обеспечить соответствующие финансовые гарантии.

В.Путин: Вы знаете об этих поправках?

Э.Акбулатов: Безусловно, мы сами готовили.

В.Путин: Ваши поправки к законопроекту Правительства?

Э.Акбулатов: Да.

В.Путин: И в таком виде вас закон удовлетворяет?

Э.Акбулатов: Да. Эти поправки внесены нашими депутатами.

В.Путин: Хорошо.

Э.Акбулатов: Если они будут приняты, то тогда это, с нашей точки зрения, решит проблему.

В.Путин: А через Правительство эти поправки прошли?

Э.Акбулатов: Эти поправки сейчас находятся в Правительстве.

В.Путин: Они еще Правительством не приняты?

Э.Акбулатов: Не выдало это заключение.

В.Путин: Хорошо. Спасибо.

В.Тимченко:
Но хотел обратить внимание на два вопроса. Первый вопрос, Степан Михайлович об этом тоже говорил, сегодня, давая возможность перераспределить полномочия между различными уровнями власти – это очень хорошее решение и своевременное, – необходимо сделать следующий шаг: внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство, в Налоговый и Бюджетный кодексы. В противном случае передача этих полномочий просто потеряет смысл.
Это нужно сделать. Почему я заостряю внимание? Потому что решение по этим финансовым вопросам – это в большей степени компетенция Правительства и Министерства финансов. И без их поддержки, без внимательного отношения к предложениям, в том числе муниципалов, а из числа общих предложений – вот говорил Степан Михайлович, поступило две тысячи предложений – более половины как раз касаются вопросов финансов. Не просят денег, а просят дать возможность те инновации или нормы, которые есть в законе, в установлении местных налогов, установлении региональных налогов, закрепить в бюджете на уровне области.

У нас, если вспомнить советский период, сегодня всего два местных налога: земельный и там ещё часть расщепляемый налог. В советский период было таких 40 налогов, местных именно. И муниципалитеты сегодня тоже просят: дайте нам такую возможность, разрешите устанавливать налоги. Мы же не враги себе, мы же не будем губить ни бизнес, ни другие вещи, мы просто установим равные разумные налоги, которые позволят исполнять те полномочия, которые есть сегодня у муниципалитетов.

Поэтому здесь поддержка в том числе и Ваша, чтобы Правительство внимательно отнеслось к корректировке Бюджетного кодекса, это крайне важно.


Но ещё один вопрос. Вы знаете, мы анализировали и обсуждали с муниципалами, что влияет на восприятие населением местного самоуправления как власти: недостаток информации. Вот в этом ключе есть у нас такая передача «Сельский час», вы знаете, сколько она даёт для селян, для тех, кто уже собирается заниматься сельским хозяйством, – там показываются передовые практики организации фермерских хозяйств.

Владимир Владимирович, я думаю, что было бы неплохо, если бы и для просвещения, и для повышения привлекательности, престижа показывать такую программу в масштабах федерального канала, дать возможность лучшими практиками делиться, рассказывать о достижениях.
В.Путин: Спасибо большое.

Р.Кадыров:
Какие бы мы законы ни принимали, если глава субъекта на месте не будет работать, тогда никакая система не будет работать, я это точно знаю.

У нас самое молодое местное самоуправление в республике. У нас абсолютно нет никаких вопросов, которые мы не могли бы сами решать. Если мы хотим, чтобы система работала, то глава региона является гарантом местной конституции, и он отвечает за всё. Если он не будет отвечать перед Президентом и не будет днём и ночью работать, то сегодня мы примем закон, и это останется законом. У нас много законов, которые обходимы. Я считаю, что Вы должны ещё жёстче с нас требовать, чтобы мы работали и выполняли все поставленные задачи, только тогда у нас будет система работать. Сегодня все мы умные, и все будут каждый раз по‑своему добавлять и убавлять, и в конце концов останутся те же проблемы. Я так считаю, это моё мнение.

В.Путин: Спасибо. Вам ещё раз спасибо за помощь в освобождении наших журналистов.
Вы знаете, действительно, я собрал вас для того, чтобы послушать ваше мнение по поводу этого закона. Это не проходящая бумажка всё‑таки. Условия, в которых работают муниципалитеты, в высшей степени важны, важны законодательные рамки. Конечно, здесь Рамзан Ахматович прав: только при прямом участии глав субъектов Федерации заработает эффективно и муниципальный уровень руководства. Потому что всё‑таки более высокий уровень управления с большими полномочиями и с гораздо большими финансовыми возможностями имеет большое влияние. И при отсутствии внимания со стороны губернаторов, при умении делегировать полномочия и при умении распределять финансовые ресурсы, а в общем инструментов и на сегодняшний день немало для перераспределения финансовых ресурсов, то, конечно, и ожидать эффективной работы муниципалитетов не приходится.

Но этот закон всё‑таки дополнительный шаг по совершенствованию нормативно-правовой базы работы нижнего органа власти – самого близкого к людям.

И кроме всего того, о чём мы говорили, есть ещё одна вещь, о которой мы вслух не сказали, но должны это иметь в виду, и я из этого исхожу. Изначально, когда формулировались все нормативные условия работы регионального и муниципального органа власти где‑то на рубеже 2000-х годов, федеральная власть исходила из того, что муниципальный уровень управления должен быть некой альтернативой губернаторам.

Может быть, на тот период времени в этом был какой‑то смысл, но мы с вами понимаем, что, руководствуясь интересами граждан, проживающих на территориях, мы должны исходить из единой системы власти. Собственно говоря, так и в Основном законе всё прописано. Конечно, у каждого уровня власти должны быть и свои полномочия, и свои источники финансов для исполнения этих полномочий, нельзя залезать с верхнего уровня власти на эти исключительные прерогативы муниципального уровня, нельзя перетаскивать их себе, но система всё‑таки должна быть единой.

И то, что предлагается сейчас, предоставляет такую возможность. Этот новый закон ничего не навязывает, как я уже сказал в начале нашей встречи сегодня, это не императивная норма, она не означает, что нужно все остальные имеющиеся инструменты выбросить на свалку истории. Нет, если где‑то, в каких‑то территориях то, что сегодня закон разрешает и предлагает в качестве регулятора, уже работает и работает хорошо, слава богу, ничего не надо менять. Если чего‑то не хватает в плане выстраивания отношений между муниципальным уровнем власти и губернатором, то тогда можно использовать и то, что предлагается в новом законе.

Я хочу вас поблагодарить за сегодняшнюю дискуссию, многие вещи мы пометили, я коллег попросил, постараемся на них, безусловно, отреагировать. Но особые мои слова благодарности в адрес, конечно, разработчиков, авторов, некоторые из них здесь присутствуют. Будем работать, посмотрим, как это функционирует в жизни, на практике. Если потребуется, как я уже сказал, внесём туда коррективы.

Спасибо вам большое. Успехов.